В начале апреля в Москве, в Аналитическом центре при Правительстве РФ, прошел IX ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация». Это мероприятие было организовано журналом «Морские порты» при поддержке Минтранса России, Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГУП «Росморпорт» и Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Форум включал дискуссии и сессии, посвященные развитию морских портов России, государственному регулированию портовой отрасли и другим темам. Также прошла конференция «Smart port: эффективность, безопасность, экологичность».
Форум собрал более 200 делегатов, представляющих государственные органы, морской бизнес, научные и общественные организации. В нем приняли участие 40 спикеров. Генеральным партнером форума стала FAMSUN Group, а тематическим партнером — группа компаний «Интеллектика».
Тенденция к росту
Форум начался с пленарной дискуссии на тему развития морских портов России, новых строительных проектов и модернизации, а также вопросов финансирования и рисков. Заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай отметил, что мощности российских морских портов достаточны для обеспечения внешней торговли. В прошлом году грузооборот морских терминалов вырос на 5% и составил 883,8 млн тонн. В рамках федерального проекта «Развитие морских портов» производственные мощности портов увеличились на 68,2 млн тонн.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев сообщил, что производственные мощности морских портов России достигли 1,36 млрд тонн. Однако развитие портов сдерживается пропускной способностью железных дорог. Президент РФ Владимир Путин поручил начать III этап модернизации Восточного полигона железных дорог, что позволит увеличить пропускную способность до 270 млн тонн к 2032 году.
Исполнительный директор АСОП Серик Жусупов отметил, что в последние годы произошли значительные изменения в транспортной логистике, что привело к перераспределению грузов. Несмотря на внешние ограничения, удалось увеличить производственные мощности и объем перевалки грузов.
Начальник Управления морских портов и развития инфраструктуры Федерального агентства морского и речного транспорта Алексей Петров сообщил, что производственные мощности морских портов РФ с 2024 по 2026 годы вырастут более чем на 150 млн тонн. Особое значение приобретает синхронизация развития морской и железнодорожной инфраструктуры.
Гюлли Шибзухова, заместитель директора по строительству и эксплуатации ФГУП «Гидрографическое предприятие», рассказала о проектах на трассе Северного морского пути. В 2022 году предприятие завершило работы по созданию объектов терминала СПГ и СГК «Утренний». В 2023 году планируется установка второго основания гравитационного типа.
Исполнительный директор по элеваторному оборудованию «FAMSUN Россия» Михаил Макеев сообщил, что компания готова содействовать развитию зерновых терминалов в России. FAMSUN Group успешно реализовала проект строительства Забайкальского зернового терминала.
Гибкость и адаптивность новой логистики
Сессия «Портоориентированная логистика» вызвала особый интерес участников форума. В 2023 году объем экспорта через международные транспортные коридоры России достиг 647 млн тонн. К 2030 году этот показатель может вырасти до 728 млн тонн, а к 2035 году — до 836 млн тонн. Основные направления перевозок смещаются с Запада на Восток, перспективы роста связаны с международным транспортным коридором «Север – Юг».
Анна Горнова, координатор проекта «Морская политика», отметила, что уголь составляет 30% всей грузовой базы РЖД. Однако дальневосточные порты перегружены, и необходимо развивать пропускную способность железных дорог.
Умные решения для портов
В рамках форума прошла конференция «Smart Port: эффективность, безопасность, экологичность». Анна Стригунова, заместитель начальника Управления цифрового развития ФГУП «Росморпорт», рассказала о цифровизации портов и импортозамещении программного обеспечения. Юрий Оганянц, директор по развитию бизнеса Группы компаний «Интеллектика», представил экосистему MOORiNET, которая позволяет оперативно контролировать швартовку и причаливание.
Павел Христенко, директор дирекции «Цифровая Арктика» компании «Гринатом», рассказал о разработке Единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС) Северного морского пути, которая объединит различные сервисы для обеспечения безопасности судоходства.
Технологии, инновации, кадры
Второй день форума был посвящен научно-прикладным вопросам. Эксперты обсудили инновационные решения для портовой инфраструктуры, включая цифровые методы создания контейнерных терминалов, защиту ГТС и ликвидацию аварийных разливов нефти. Сессия «Инновации в обработке грузов» представила новые технологии для повышения эффективности портов.
Юрий Ежов, директор Института водного транспорта, подчеркнул важность разработки профессиональных стандартов для работников портов. По итогам форума участники отметили актуальность обсуждаемых вопросов и высокую организацию мероприятия.