Российские ученые определили метод проверки продуктов на радиацию

Сотрудники физического и химического факультетов, а также НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова разработали косвенный метод для определения оптимальных доз излучения для радиационной обработки различных продуктов питания.

Результаты исследования, поддержанного грантом РНФ № 22-63-00075, были опубликованы в престижном журнале "Molecules".

Использование ионизирующего излучения (таких как радиоизотопы 60Co и 137Cs, ускоренные электроны и тормозные рентгеновские фотоны) для обработки продуктов питания широко распространено в более чем 60 странах, включая Россию. Этот метод позволяет уничтожать патогенные бактерии, предотвращать пищевые отравления и увеличивать срок хранения продуктов. Однако излучение также влияет на биомакромолекулы (белки, жиры и углеводы), что может изменить их биохимические и органолептические свойства.

Ульяна Близнюк, заведующая лабораторией радиационной обработки биообъектов отдела ядерно-физических методов в медицине и промышленности НИИЯФ МГУ, старший преподаватель физического факультета, подчеркнула, что перед ними стоят задачи определения оптимальных доз излучения для различных категорий продуктов и поиска биохимических маркеров, связанных с процессом облучения. Она также отметила, что на сегодняшний день нет обязательной маркировки продуктов, прошедших радиационную обработку, что увеличивает риск ввоза необъявленных продуктов в страну.

Исследование проводилось на говядине, облученной различными дозами на ускорителе электронов с максимальной энергией 1 МэВ. Ученые отслеживали изменение концентрации летучих соединений, образующихся при обработке, в течение времени.

Полина Борщеговская, младший научный сотрудник НИИЯФ МГУ, доцент физического факультета, указала, что при облучении продуктов образуются летучие органические соединения, и их концентрация меняется в зависимости от полученной дозы излучения. В результате гибели бактерий концентрация соединений, являющихся продуктами их жизнедеятельности, снижается, а концентрация соединений, образованных вследствие окислительного воздействия на биомакромолекулы, увеличивается. Целью исследования было выявление таких соединений, которые могут служить маркерами для определения полученной дозы излучения.

Исследователи выявили зависимость концентрации различных летучих соединений в облученной говядине и разработали модели, позволяющие определить оптимальные дозы облучения с высокой точностью.

Виктория Ипатова, младший научный сотрудник НИИЯФ МГУ, отметила, что разработанный метод может быть использован для разработки нормативных документов по радиационной обработке продуктов питания, представляя собой более простой и эффективный подход по сравнению с прямым измерением содержания макромолекул.

0

Вам будет интересно

Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам