Маркетинг - функции, виды.

Маркетинг представляет собой стратегическую деятельность, направленную на выявление и удовлетворение потребностей клиентов с целью достижения прибыли для бизнеса.

Часто маркетинг ассоциируют с рекламой, однако его функции гораздо шире:

  1. Анализ текущей ситуации на рынке.
  2. Исследование потребностей целевой аудитории в специфической нише.
  3. Анализ деятельности конкурентов и их ценовой политики.
  4. Разработка новых продуктов и услуг.
  5. Формирование ассортимента товаров и определение ценовой стратегии компании.
  6. Продвижение товаров и услуг как в онлайн, так и в офлайн сегментах рынка.
  7. Увеличение объемов продаж и улучшение обслуживания клиентов.
  8. Создание и укрепление имиджа и репутации компании.

Например, при разработке нового продукта компания сначала исследует рынок, изучает конкурентов и выявляет потребности потенциальных клиентов. Затем разрабатывается продукт, который соответствует этим потребностям и может быть предложен по разумной цене.

Только после этого компания приступает к его продвижению, что включает в себя не только рекламные мероприятия, но и стратегию позиционирования продукта на рынке.

Функции маркетинга

Маркетинговая стратегия включает анализ рынка и конкурентов, изучение потребностей целевой аудитории и анализ внутренних процессов компании. Полученные данные помогают определить стратегию продвижения товаров и услуг, а также выбрать подходящие инструменты для её реализации.

Производственная стратегия связана с разработкой и созданием продуктов, организацией производства и логистикой. Эта область маркетинга критична в случаях, когда конкурентоспособность и уровень продаж зависят от качества продуктов.

Сбытовая стратегия направлена на формирование спроса и увеличение продаж, включая ценообразование, создание ассортимента, продвижение, стимулирование сбыта и реализацию товаров.

Управленческая стратегия заключается в выборе общей стратегии и приоритетных направлений работы, с целью эффективного распределения ресурсов для достижения стратегических целей компании.

Инновационная стратегия отвечает за разработку и внедрение новых технологий в производство, а также создание новых продуктов, способных удовлетворить потребности рынка.

Часто бизнес ошибочно сужает роль маркетинга до функций рекламы и продвижения, в то время как инженеры отвечают за производственные аспекты. Это может привести к ситуации, когда продукты не соответствуют ожиданиям целевой аудитории, что, в свою очередь, может повлечь за собой финансовые потери.

Основная задача маркетинговой стратегии заключается в эффективном распределении ресурсов компании для достижения её бизнес-целей.

Виды маркетинга

Рассмотрим основные виды маркетинга, которые выделяют по нескольким признакам.

В зависимости от спроса на рынке

В зависимости от текущего спроса на рынке различаются различные виды маркетинга, которые определяют стратегии и методы продвижения товаров и услуг:

  1. Конверсионный маркетинг используется для увеличения уже существующего спроса на продукт. Для этого применяются акции, бонусы и скидки.
  2. Стимулирующий маркетинг актуален в случае отсутствия спроса. Он направлен на выявление причин этой проблемы и поиск путей ее решения.
  3. Развивающий маркетинг целенаправленно трансформирует потенциальный спрос в реальный, создавая новые продукты на основе изучения потребностей аудитории.
  4. Поддерживающий маркетинг используется при стабильной конкуренции и спросе, поддерживая узнаваемость и популярность продуктов, например, через регулярные рекламные кампании.
  5. Ремаркетинг направлен на возрождение спроса и активацию клиентов, напоминая им о преимуществах уже знакомого продукта и стимулируя к совершению целевого действия.
  6. Синхромаркетинг применяется в случае нерегулярного спроса, помогая выравнивать продажи с помощью гибкой ценовой политики, акций и скидок.
  7. Противодействующий маркетинг используется для снижения спроса на продукты или услуги, которые государство или частные компании считают вредными, например, на табак или алкоголь.
  8. Демаркетинг направлен на снижение спроса на продукты компании в целом или на определенную аудиторию. Это может быть необходимо, если предложение не соответствует уровню спроса или требуется балансировать предложение на рынке.

Маркетологи часто выбирают конкретные стратегии в зависимости от текущей ситуации на рынке и целей компании.

В зависимости от охвата рынка

Для того чтобы товары и услуги полностью соответствовали потребностям своей целевой аудитории, компании выделяют и изучают различные сегменты рынка. В зависимости от выбранного подхода к сегментации, можно выделить три основных видов маркетинга.

  1. Массовый маркетинг ориентирован на широкое охватывание разнообразных потребителей и не предполагает глубокой сегментации рынка. Продукция выпускается и распространяется в больших объемах.
  2. Концентрированный маркетинг направлен на удовлетворение потребностей конкретного сегмента рынка. Компания фокусируется на глубоком понимании и удовлетворении требований определенной аудитории.
  3. Дифференцированный маркетинг предполагает охват нескольких сегментов рынка с разработкой отдельных продуктов или предложений для каждого из них, учитывая их уникальные потребности и характеристики.

По типу потребителя

Различные компании занимаются производством и продажей товаров, а также предоставлением услуг для разных категорий потребителей. В зависимости от типа клиентов и их потребностей выделяют следующие виды маркетинга:

  1. B2B-маркетинг (от англ. business-to-business, «бизнес для бизнеса») — это сотрудничество между компаниями, где одна компания предлагает свои товары или услуги другой компании.
  2. B2C-маркетинг (от англ. business-to-customer, «бизнес для потребителя») — это взаимодействие между компанией и конечным потребителем, где человек приобретает товары или услуги непосредственно у компании.
  3. B2G-маркетинг (от англ. business-to-government, «бизнес для государства») — это форма сотрудничества, где компания предоставляет товары или услуги для государственных учреждений. В этой нише популярны ремонтно-строительные услуги и операции с недвижимостью.

Также стоит упомянуть B2B2C-маркетинг, который используется производителями B2C-продукции, распространяемой через B2B-посредников (например, дилеров и дистрибьюторов). В этом случае компания использует маркетинговые инструменты как для B2B-, так и для B2C-сегментов одновременно.

По типу места применения

Маркетинговые стратегии реализуются на различных платформах, что приводит к выделению трех основных типов маркетинга.

  1. Онлайн-маркетинг (интернет-маркетинг) — это продвижение товаров и услуг через интернет.
  2. Офлайн-маркетинг — методы продвижения продукции без использования интернета.
  3. Диджитал-маркетинг — комплексное продвижение, включающее инструменты интернет-маркетинга и активности в цифровом пространстве.
1
0
0
0

Вам будет интересно

Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам