Арматура не требует особого ухода и её можно приобрести задолго до начала строительства. Однако любой металл подвержен коррозии, особенно когда он хранится на открытом воздухе. И здесь возникает вопрос: "Можно ли использовать корродированную арматуру для строительства фундамента и как это повлияет на прочность здания?" Давайте разберёмся.
Если вы обратитесь к интернету в поисках ответа на этот вопрос, вы обязательно наткнётесь на "экспертные" сайты, продвигающие преобразователи коррозии. Они склоняются к мнению, что коррозия - это негативное явление, и предлагают различные средства для очистки арматуры. Однако стоит помнить, что это всего лишь тактика маркетологов, и не стоит полностью им доверять.
Портландский цемент содержит от двух до четырёх процентов железных оксидов, в то время как высокомарочные цементы, произведённые на основе доменных шлаков, могут включать до десяти процентов этих оксидов. Что это означает?
Процесс окисления железа во время затвердевания бетона обуславливает реакцию с оксидами железа, содержащимися в цементе. Это способствует хорошему сцеплению арматуры с бетоном на всей её поверхности.
Кроме того, наличие ржавчины свидетельствует о том, что на металлической арматуре отсутствует заводская технологическая смазка, которая может уменьшить сцепление стержня с бетоном. Хотя ржавая арматура вызывает определённые опасения, в некоторой степени этого необходимо бояться!
Для определения степени окисления необходимо разработать соответствующий механизм. Заведующий лабораторией арматуры НИИЖБ, профессор С.А. Мадатян, разработал документ, где классифицировал и описал различные типы ржавчины, их всего четыре.
Первый тип ржавчины - это легкий налет, который не изменяет цвет стали, вес или ее свойства. Он похож на пыль и может быть легко удален.
Второй тип - плотный налет ржавчины, равномерно распределенный по всей поверхности арматуры. Он изменяет цвет стали, но практически не влияет на вес и сечение арматуры. Этот налет может быть легко удален ветошью или металлической щеткой.
Третий тип - ржавчина в виде пятен, возникающая локально от воды. Она также легко удаляется и не влияет на сечение и свойства арматурного прута.
Четвертый тип - поверхностная коррозия стали, которая после удаления оставляет на металле углубленные очаги. Она уменьшает сечение и вес арматуры и снижает ее свойства. Важно понимать, что коррозия отличается от ржавчины: ржавчина - это налет, а коррозия - разрушение металла.
Согласно этому документу, арматуру, покрытую ржавчиной первых трех категорий, можно использовать в бетонных конструкциях без ограничений и предварительной обработки. В бетоне металл находится в щелочной среде с ограниченным доступом кислорода, что прекращает процесс ржавления. Применение такой арматуры не отразится на прочностных характеристиках конструкции.
Арматуру четвертой категории должны проверить специалисты и дать разрешение на использование каждой партии. Однако это необходимо скорее для ответственных участков и крупных строительных проектов.
Не рекомендуется использовать арматуру четвертой категории в малоэтажном строительстве, таком как фундаменты и перекрытия. Рисковать не стоит, потому что она может привести к разрушению конструкции.
Однако такой материал не следует выбрасывать. Его можно использовать, например, для армирования стяжки или садовых дорожек.
Однако в НИИЖБ не учтено еще одно проявление коррозии в арматуре, и мы берем на себя обязательство его изучить и описать. Эту категорию можно назвать "арматура низкого качества". Ее легко описать: при ударе молотком от нее открошатся куски и образуются пятна ржавчины. Это непригодный материал. Его место — на металлоломе, а не в строительной конструкции.
Существуют даже народные методы удаления ржавчины с "гнилой" арматуры при помощи раствора ортофосфорной кислоты. Но нужно понимать: внешний дефект можно устранить даже с Титаника, который лежит на дне уже сто лет. Но это не восстановит свойства металла.