Рынок сельскохозяйственных тракторов: останутся только гибкие

О нынешнем положении на российском рынке тракторов и факторах, влияющих на его развитие в ближайшие 5-10 лет, рассказал менеджер по продукту и поддержке продукции компании ОПТИТЭК, Алексей Летягин.

Ссылаясь на данные таможенной статистики, в компании отметили, что в 2022 году на долю западных брендов тракторов пришлось около 12% от общего импорта тракторов мощностью от 40 л.с., составив 5 901 единицу. В 2023 году количество ввезенных тракторов этой мощности увеличилось на 32%, достигнув 8 863 единиц, при этом доля западных производителей уменьшилась до 10%.

"В текущем году не ожидается значительного роста продаж и импорта", - прогнозирует Алексей Летягин. "Снижение прибыльности сельского хозяйства не способствует увеличению объемов продаж. И хотя поставщики продолжают поставлять технику, сами аграрии приняли ожидающую позицию".

Основываясь на этой ситуации, эксперт выделяет факторы, влияющие на рынок в ближайшие 1-2 года, а также в перспективе следующих 5-10 лет.

Стоки

Тракторы, импортированные в период с 2022 по 2023 год, были ввезены поставщиками без должного планирования, что привело к накоплению запасов на складах дилеров. В результате этого многие из них остались невостребованными, поскольку не соответствуют российским агротехнологиям и лишены должной послепродажной поддержки в части обеспечения запчастями. Однако, возможное увеличение утилизационного сбора может оказаться в пользу поставщиков: в случае введения такой меры, тракторы, учитывая дополнительные затраты на утилизацию в их стоимость, будут прежде всего приобретаться крупными игроками на рынке.

Прицельная адаптация

В настоящее время до 90% импортируемых тракторов поступает от азиатских производителей. Наиболее актуальным трендом является стремление инженеров из Китая совместно с российскими поставщиками модернизировать тракторы, которые изначально предназначены преимущественно для внутреннего рынка, соответствуя минимальным стандартам западных брендов: таким как аксиально-поршневые насосы, автоматическая трансмиссия, передняя навеска и передний вал отбора мощности (ВОМ). Эти характеристики необходимы для работы с широким спектром прицепных и навесных инструментов, которые широко используются в отечественном сельском хозяйстве. Например, серия ANTARES, выпускаемая компанией ОПТИТЭК, стала одной из первых в своем классе, получив переднюю навеску и передний ВОМ. Некоторые производители также улучшают комфорт и эргономику кабины: усиливают звукоизоляцию, устанавливают системы очистки воздуха и используют более высококачественные материалы для внутренней отделки. Однако не все китайские заводы готовы осуществлять такие дорогостоящие адаптации для российского рынка. Сотрудничество по улучшению технических характеристик занимаются лишь несколько российских дистрибьюторов и предприятий из Китая. Те из них, кто сможет наиболее полно удовлетворить потребности российских фермеров в сельскохозяйственной технике и технологиях, надежно закрепят свое место на местном рынке.

Свободная ниша

Китайские тракторы с мощностью до 130 лошадиных сил являются наиболее подходящими для российских условий. В этом классе наблюдается наибольшая конкуренция. Однако для сельского хозяйства России требуются более производительные машины, не только по мощности двигателя. Отрасль страдает от острой нехватки тракторов мощностью свыше 300 лошадиных сил, где представлены только отечественные производители. Хотя в сегменте 500 лошадиных сил можно найти отдельные предложения, они не удовлетворяют требованиям по оборудованию (такому как трансмиссия, гидравлика) и комплексному послепродажному обслуживанию.

Российско-китайское партнерство

В следующие 5-10 лет западные производители техники возможно вернутся на российский рынок, однако восстановить свои прежние доли по объемам продаж будет крайне сложно. Основная доля будет приходиться на российские тракторы и локализованные изделия. К концу этого периода качество и оснащение машин, производимых в России, сможет сравняться с западными брендами. Они будут представлять собой тщательно адаптированные агрегаты, лишенные избыточных функций, за которые ранее отечественные аграрии часто переплачивали, покупая импортные марки. Следующим этапом изменения на рынке сельхозтехники может стать адаптация прицепного оборудования западных брендов для использования с самоходными машинами российско-китайского производства.

Аналитика и тренды
0
0
1
0

Комментарии

Написать комментарий

Вам будет интересно

Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам