Рынок лесозаготовительной техники в России теперь формируют белорусы и китайцы

Лесозаготовительной отрасли в России требуется поставка не менее трех тысяч форвардеров и харвестеров ежегодно. Единственный завод в Российской Федерации, специализирующийся на производстве данной техники, находится в Петрозаводске и является дочерней компанией белорусского концерна "Амкадор". Согласно соглашению с правительством России, данный завод должен выпускать 500 машин ежегодно с 2024 года. ПАО "КАМАЗ" обещает предоставить свои образцы харвестера и форвардера до конца текущего года.

Импортозамещение в лесной отрасли стало необходимостью

Санкции Европейского союза, введенные с июля 2022 года, привели к прекращению поставок зарубежной лесозаготовительной техники, оборудования и комплектующих для переработки древесины в Россию. По данным на март 2022 года, до 90% техники, используемой на лесозаготовках, были импортного происхождения, отмечает президент Национальной ассоциации лесопромышленников "Русский лес" Ольга Калюжная.

Основными поставщиками лесозаготовительных машин (харвестеров и форвардеров) были американские компании John Deere и Caterpillar, японская Komatsu и финская Ponsse. Хотя доля отечественной лесовозной техники была выше, включая использование КАМАЗов и "Уралов".

Ни один из иностранных производителей лесозаготовительной техники не организовал производство в России; поставки и обслуживание осуществлялись через дилерские сети. В некоторых случаях иностранные компании передали свои активы российским компаниям. Например, финская компания Ponsse Plc. продала свою российскую дочернюю компанию (ООО "Понссе") российскому предприятию.

Сегодня часть спроса компенсируется продажей лесозаготовительной техники, которую распродают лесозаготовительные компании, прекратившие свою деятельность.

Из-за санкций со стороны Евросоюза производственные объемы в лесозаготовительной отрасли сократились, особенно у предприятий, работающих на границе с Европой: в Вологодской, Мурманской, Ленинградской областях и в Карелии, сообщает заместитель генерального директора ГК "Карелия Палп" Анатолий Артеев.

"Внутренний рынок никогда не рассчитывался на такой объем лесозаготовки и лесопереработки. Некоторые компании, которые разнообразили свой ассортимент, пострадали меньше. Например, лесопромышленники из Республики Коми поставляли свою продукцию на Ближний Восток, в Китай и в страны Африки, поэтому они потеряли лишь небольшую долю рынка", - поясняет Артеев.

По его словам, проблемы с поставкой техники для лесозаготовки начались еще в прошлом году из-за проблем с поставкой комплектующих у западных компаний.

"Например, в конце 2021 года наша компания заключила контракт с американской компанией John Deere на поставку комплекса с оплатой авансом, и мы планировали получить еще два комплекса в этом году, однако не смогли получить ни одного", - отмечает Артеев.

Поддержка из России для белорусского концерна

Единственное предприятие в России, занимающееся выпуском современной лесозаготовительной техники, - это машиностроительный завод "Амкадор-Онего", входящий в состав белорусского машиностроительного холдинга "Амкадор".

На Петербургском международном экономическом форуме 2019 года был подписан специальный инвестиционный контракт между Минпромторгом РФ, правительством Карелии и компанией "Амкадор-Онего" для реализации проекта по созданию промышленного производства лесозаготовительной техники. Планируемый объем инвестиций составляет 20 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета РФ до 2024 года должно быть выделено 5 миллиардов рублей.

"Амкадор-Онего" разместился на территории бывшего Онежского транспортного завода в Петрозаводске, где в настоящее время осуществляется сборка харвестеров и форвардеров. К началу ноября 2022 года завод выпустил уже 150 машин и наладил работу сервисного центра.

Планируется, что на полной мощности завод будет обеспечивать работой 450 человек, а ежегодный выпуск техники превысит 500 единиц. Согласно данным завода, стоимость одного харвестера составляет 35 миллионов рублей, а форвардера - 25 миллионов рублей.

"В настоящее время уровень локализации производства составляет до 15%. Мы уже имеем возможность производить щиты и коники для форвардеров, а также выполнять сварку рамных конструкций. Однако уже в следующем году мы планируем представить опытные образцы нового поколения машин, увеличивая уровень локализации компонентов для форвардеров до 60%, а для харвестеров - до 45%", - рассказывает генеральный директор ООО "Амкадор-Онего" Игорь Дроздов.

В планах на следующий год начать сборку лесопогрузчиков, а в долгосрочной перспективе - трелевочных машин.

"Наши конструкторы в настоящее время работают над разработкой тяжелых харвестеров и форвардеров, серийный выпуск которых планируется через три года. Эти машины будут совершенно новыми с увеличенной грузоподъемностью и улучшенными техническими характеристиками, которых ранее не было на рынке России. Хотя подобная техника производится за рубежом, мы стремимся к замещению их продукции во всех сегментах рынка. На данный момент мы приобретаем гидронасосы и распределители у китайских партнеров, однако параллельно ведем собственные разработки. Несмотря на то что мы пока не полностью избавились от импортных компонентов, доля белорусских компонентов в лесозаготовительной технике холдинга уже достигает 80%", - добавляет Игорь Дроздов.

Руководство "Амкадор-Онего" также активно ищет российских партнеров. С компанией "Велмаш-С" из Великих Лук обсуждается производство манипуляторов для форвардеров, а на Ижорском заводе планируется наладить производство компонентов в рамках сотрудничества с компанией ВКР. Кроме того, на заводе АО "АЭМ-технологии" в Карелии производится центральная балка тандемного моста для "Амкадора".

Надежда на китайское машиностроение

Анатолий Артеев, высший менеджер из группы компаний "Карелия Палп", признаёт потенциал сотрудничества с белорусскими производителями, однако осознаёт, что их ресурсов недостаточно.

"Чтобы удовлетворить спрос на российском рынке лесозаготовительной промышленности, необходимо производить не менее трёх тысяч форвардеров и харвестеров в год," - отмечает Артеев. - "Для "Амкадора" ещё предстоит долгий путь к созданию конкурентоспособных агрегатов, которые можно будет внедрять в их технику. Тем не менее, у них уже есть основа. Было бы замечательно, если бы мы могли выбирать технику из различных конкурирующих компаний, включая белорусских производителей."

Лесопромышленники с нетерпением ожидают появления на рынке новой китайской техники. Например, компания Xuvol, изготовитель грейферных захватов, приступила к разработке харвестерной головы и прототипа форвардера на базе Ponsse Buffalo 8W.

"В этом году мы отмечаем рост спроса на машины от китайских поставщиков, в частности, от компании Sany," - сообщает Ольга Калюжная.

"Многие лесозаготовители предпочли гусеничные тракторы на базе китайских экскаваторов с харвестерными головками различных зарубежных производителей вместо колёсных харвестеров," - делится опытом Артеев. - "Несколько дилеров в России сегодня продают такие харвестеры. Эта техника вполне подходит для эффективной работы в наших условиях и приемлема по цене. Однако с форвардерами ситуация более сложная - в России в настоящее время нет производства подобной трелеровочной техники."

Российская техника: инструмент для ручной заготовки древесины и борьбы с пожарами

Поддержание лесозаготовительной техники требует регулярного обслуживания и ремонта. Обычно машины эксплуатируются от трех до пяти лет, после чего необходим капитальный ремонт или полное списание, утверждает глава Национальной ассоциации лесопромышленников "Русский лес" Ольга Калюжная.

"В настоящее время Минпромторг РФ изучает вопросы, связанные с поставкой комплектующих, расходных материалов и запасных частей. В дальнейшем планируется организация собственного производства комплектующих, что является одним из ключевых мероприятий по поддержке отрасли. В целом открываются значительные перспективы для развития отечественного лесопромышленного машиностроения", - отмечает она.

В России выпускаются гусеничные трелевочные тракторы, преимущественно предназначенные для ручной заготовки леса (вальщики срубают дерево бензопилой, а трактор загружает его на транспорт). Такие машины производятся на Алтайском тракторном заводе и на ОАО "Краслесмаш" в Красноярске. Согласно Артееву, эта техника напоминает современные форвардеры лишь тем, что обе способны перемещать лесоматериалы.

"Я с уверенностью могу сказать, что в настоящее время отрасль не может обойтись без современной техники. Трелевочные тракторы для ручной заготовки, работающие с бензопилами и вальщиками, были основой лесозаготовки в СССР. Возможно, мы можем вернуться к тем временам и использовать устаревшую технику, но для этого нам потребуется 16 тысяч подобных трелевочных тракторов и значительное количество вальщиков. Организация массового производства такой техники требует огромных инвестиций. Но зачем? Это аппараты прошлого века, уже неактуальные. Нам необходима современная отечественная техника, а также серьезная научная база и исследовательские институты, которые смогут создавать передовые технологии в сотрудничестве с отечественными предприятиями", - говорит Анатолий Артеев.

По его словам, Государственный научный центр лесопромышленного комплекса разработал гусеничный форвардер: инженеры оснастили его кониками и манипулятором, но серийное производство таких машин не запущено.

Глава Федерального агентства лесного хозяйства Иван Советников считает, что в России существуют перспективные образцы отечественной техники для лесной промышленности, особенно в области восстановления лесов и борьбы с пожарами.

"В рамках федерального проекта "Сохранение лесов" завод "Урал" разработал автомобили повышенной проходимости для тушения лесных, торфяных пожаров и пожаров травы. Концерн "Тракторные заводы" в настоящее время разрабатывает лесохозяйственный трактор, который будет выполнять ряд функций: создание противопожарных полос, выкорчевывание пней, а также помощь при санитарных рубках в лесах. Планируется, что этот трактор будет доступен к поставке в 2024 году", - сообщает Советников.

По его словам, в планах также производство отечественной лесозаготовительной техники: ПАО "КАМАЗ" обещает представить образцы харвестеров и форвардеров до конца текущего года.

0
0
0
0

Вам будет интересно

Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам