«Вологодские лесопромышленники» осваивают новые рынки сбыта

Компания, чей бизнес изначально был ориентирован на Европу, столкнулась с санкциями и приостановкой продаж в этом регионе в 2022 году. Глава совета директоров "Вологодских лесопромышленников" Александр Чуркин рассказал в интервью Lesprom Network о том, какие новые рынки стали ключевыми для компании.

Как изменилась структура экспорта пиломатериалов компании после введения санкций? Удалось ли компенсировать потери от прекращения продаж в Европе поставками на другие рынки?

Группа "Вологодских лесопромышленников" сумела сохранить объемы экспорта, изменив географию продаж. В настоящее время основной долей экспорта обладает Китай, и этот тренд ожидается сохраниться в будущем. По итогам 2023 года около 70% экспорта компании было направлено в эту страну. Тем не менее, даже на китайском рынке выживают только те компании, которые предлагают стабильное качество продукции и гарантируют высокий уровень обслуживания. Именно это привело к общему снижению объемов экспорта в стране.

Кроме того, компания активно взаимодействует с рынками АТР, Средней Азии и Северной Африки. Что касается фанеры, то она поставляется на рынки Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, СНГ и России. Однако спрос на биотопливо остается высоким только в Южной Корее. В настоящее время компания также расширяет свое присутствие во Вьетнаме и Индии. Кроме того, рассматривается перспектива вхождения на рынок Ближнего Востока, в частности, в ОАЭ, Саудовскую Аравию, где предоставляются средства для инвестиций в крупные строительные проекты, а также в Японию.

Доставка в Китай из Вологодской области обходится дороже, чем в Европу. Как компании удалось компенсировать дополнительные расходы на логистику?

В течение 2022–2023 годов компания активно работала над оптимизацией логистических схем доставки продукции. В результате были открыты собственные контейнерные терминалы в городах Подпорожье и Малая Вишера, что позволило формировать контейнерные поезда непосредственно у производства и эффективнее отправлять продукцию в Китай и порты Дальнего Востока.

Однако проблема логистических барьеров остается актуальной. Важность поддержки лесопромышленного комплекса России была подтверждена Президентскими Поручениями от 22 марта 2023 года, вытекающими из совещания по развитию этого сектора экономики. Однако многие из этих поручений так и не были выполнены. Ведущие предприятия Вологодской области не получили предусмотренной Правительством России компенсации за транспортные расходы из-за ограниченного финансирования. Например, на поддержку лесной промышленности выделено всего 7,5 миллиарда рублей, что недостаточно для удовлетворения потребностей отрасли.

Кроме того, вопреки поручению Президента России, Федеральный бюджет на 2024 год предусматривает сокращение финансирования поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1347 на 30% по сравнению с уровнем 2023 года. Постановление Правительства России от 26 июля 2023 года, разработанное в соответствии с поручениями Президента, осталось без финансирования, а средства на 2024 год в Федеральном бюджете не предусмотрены. Кроме того, объемы выделения квот на перевозку контейнерных поездов в Китай и порты Дальнего Востока ежемесячно сокращаются под предлогом наличия альтернативных маршрутов. В итоге предусмотренные меры поддержки остаются на бумаге, и большая часть предприятий лесопромышленного комплекса не получает необходимую помощь.

Как вы видите возможное развитие спроса на строительные материалы в Китае в период кризиса в строительной отрасли?

На данный момент импорт хвойных пиломатериалов в Китай остается стабильным, с китайскими компаниями, готовыми к приобретению больших объемов. Что касается цен, на рынке Китая наблюдается некоторое оживление.

Существуют ли возможности для поставок пиломатериалов из России в Японию?

Да, такие возможности сохраняются. Японский рынок всегда был известен своей высокой требовательностью и осторожностью, особенно с усилением геополитических напряжений. Не все поставщики могут соответствовать высоким стандартам качества, установленным на этом рынке. Однако мы уверены, что Группа компаний "Вологодские лесопромышленники", известная своим традиционно высоким качеством, не столкнется с проблемами на этом рынке.

Спрос на пиломатериалы в Японии нельзя рассматривать в отрыве от общего мирового экономического положения, которое сейчас характеризуется стагнацией. Этот рынок долгое время был насыщенным – японские компании закупились пиломатериалами на год вперед, и только осенью прошлого года рынок начал восстанавливаться. Однако кризисные явления все еще наблюдаются, как в Японии, так и в других азиатских странах. Тем не менее, спрос существует, и японские компании готовы заплатить за качественные материалы. Хотя цены сейчас не такие высокие, как несколько лет назад, рынок по-прежнему остается привлекательным. В этой ситуации многое будет зависеть от логистики, которая позволит российским предприятиям торговать с приемлемой маржой.

Что определяет наличие такой логистики?

Экспортеры из Северо-Запада России значительно зависят от реализации государственных мер поддержки, таких как предоставление транспортных субсидий. В этот период Группа компаний "ВЛП" также исследует альтернативные маршруты доставки грузов, включая использование китайских морских портов в качестве логистических центров, что обеспечит надежные каналы поставок в страны АТР, ЮВА, Японию и США.

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.